Социальные проблемы в школе
Буллинг — не единственная социальная проблема, с которой приходится иметь дело современным школьникам. Есть и другие трудности, с которыми подростку может быть сложно справиться самостоятельно.
Неумение общаться
Уже для младших школьников навыки общения входят в перечень критериев успешной социализации1. Эти навыки формируются сначала в семье, а затем — в школе и с друзьями. Если вы замечаете, что ребёнку сложно контактировать с другими людьми, работать в команде и отстаивать личные границы, это важный звонок. Помогите сыну или дочери: уделите внимание общению с подростком, подсказывайте, как можно поступать в разных ситуациях.
Дети, которым сложно общаться вживую, часто могут находить этот социальный ресурс в играх с друзьями онлайн. Ограничивайте по времени, но не запрещайте совсем ребёнку играть в смартфон или компьютерные игры, если он социализируется через эти занятия. В современном мире большинство детей используют этот опыт социализации, поэтому запрет может привести к исключению из группы или даже к откату в формировании навыков социализации. Переход от онлайн-общения к играм во дворе с друзьями должен быть поэтапным.
Если проблемы с социализацией или коммуникацией кажутся серьёзными, не бойтесь обращаться к специалистам.
Что делать: Поддерживать ребёнка, учить общаться, следовать рекомендациям ВОЗ по количеству времени перед экраном. Попробуйте вместе найти для ребёнка секцию по интересам: дети с общими увлечениями сходятся проще.
Первая влюблённость
Первая любовь может принести бурю эмоций не только самим влюблённым, но и их родителям и учителям. Это непростой процесс, часто он приводит к непониманию и даже конфликтам между взрослыми и подростками. Взрослеющим Ромео и Джульеттам кажется, что взрослые их не понимают, а родителям — что они лучше осознают риски и последствия.
Что делать: Немного подождать. В юношеском возрасте влюблённые испытывают куда меньше трудностей в общении с друзьями и близкими, становятся осознанными и эмпатичными2. А пока нужно действовать как можно деликатнее – не осуждать предмет влюблённости, не лезть с непрошеными советами, но всегда быть готовыми поговорить по душам.
Новые роли
По мнению исследователей, для успешной социализации важно, как произошло становление позиции «я в обществе». Пики формирования этой позиции: начальная школа (6–9 лет) и старшая школа (15–17 лет)3. При этом школа, как важный институт социализации, должна выстроить такое взаимодействие с детьми и подростками, которое помогло бы им раскрыть весь свой потенциал и при этом чувствовать себя комфортно.
Что делать: Родителям — поощрять активность ребёнка в учебной и внеурочной деятельности. Позволить ему выбирать деятельность согласно своим интересам, склонностям и желаниям4. Для учителей важно попытаться найти индивидуальный подход к каждому ребёнку и работать с его развитием комплексно, с учётом его особенностей и потребностей3>.
При поддержке благотворительного фонда «Шалаш»
Список литературы:
-
Власова Г. И., Турчин А. С. К проблеме рисков социализации младших школьников // Экономика образования. 2015. № 2. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-riskov-sotsializatsii-mladshih-shkolnikov.
-
Бычкова О. А., Самохвалова А. Г. Влюблённость как фактор возникновения коммуникативных трудностей в подростковом и юношеском возрасте // Вестник КГУ. 2015. Том 21. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vlyublennost-kak-faktor-vozniknoveniya-kommunikativnyh-trudnostey-v-podrostkovom-i-yunosheskom-vozraste.
-
Митина Ольга Григорьевна Социализация в младшем школьном возрасте // Символ науки. 2016. №6-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-v-mladshem-shkolnom-vozraste
-
Пардаев Бекмурат Утапулатович Компоненты и факторы социализации школьников // Вестник науки и образования. 2020. №9-3 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komponenty-i-faktory-sotsializatsii-shkolnikov.