Невзрослые разговоры

Проблемная кожа, гормоны, первая любовь и первые серьезные разговоры — подростковый период порой сложно пережить не только детям, но и их родителям.

Разбираемся в том, как говорить с подростками на деликатные и важные темы, а также как помочь им справиться с акне и другими особенностями переходного возраста — в нашем специальном проекте «Невзрослые разговоры».

Полезные статьи, обзоры и даже «тренажер» по сценариям самых непростых ситуаций ждут вас!

Буллинг

Буллинг — это систематическое враждебное поведение, направленное на одного человека, который не может эффективно защитить себя. И речь не только о физическом насилии. Угрозы, оскорбления, насмешки, распространение сплетен, бойкот, — всё это – тоже проявления буллинга. А с недавних пор в список добавился ещё и кибербуллинг1.

Как распознать буллинг

Взрослые не всегда вовремя распознают буллинг, путая его с обычными шутками или детскими ссорами. Но эти явления не похожи. В буллинге нет сторон конфликта, а есть неравные по силам агрессор и жертва. Атаки обязательно повторяются и не заканчиваются сами по себе2.

Буллинг от конфликта можно отличить по следующим критериям:

  • Систематичность и длительность

  • Намеренность

  • Агрессивное поведение

  • Неравенство сил

  • Эмоциональный и психологический вред

  • Социальные последствия

Жертвой буллинга может стать каждый. Агрессор найдёт, за что зацепиться. Поэтому жертвами травли часто становятся дети с низкой самооценкой. Поводом для травли могут стать личная неприязнь, борьба за власть, желание самоутвердиться, однако её причина всегда в дисфункциональной структуре коллектива2.

Как понять, что ребёнок стал жертвой буллинга

Вас должно насторожить, если ребёнок3:

  • возвращается из школы в испорченной или испачканной одежде, с разорванными книгами и тетрадями;

  • не хочет ходить в школу;

  • стал хуже учиться;

  • перестал общаться с друзьями и ходить в места, которые раньше любил;

  • жалуется на беспричинные боли в животе, груди, головную боль;

  • с трудом засыпает и тревожно спит;

  • потерял аппетит;

  • подвержен резким перепадам настроения;

  • стал чрезмерно уступчивым;

  • регулярно «теряет» вещи, одежду, деньги и пр.

Чего делать нельзя

Не нужно выяснять, что не нравится обидчикам, и пытаться это изменить, призывать игнорировать буллинг или давать сдачи. Такие посылы в корне неверны: они могут ещё больше снизить самооценку, сформировать неправильные представления о том, как нужно выражать эмоции, и даже подтолкнуть жертву к роли булли3.

Ещё одна неудачная идея — самостоятельно разговаривать с обидчиками. Это может создать ещё больше проблем психологического характера для ребёнка, и юридических проблем для вас.

Что сделать можно

Дети, которые подвергаются травле, могут избегать разговоров об этом. Дайте ребёнку понять, что вы ему верите, не считаете виноватым и сделаете всё, чтобы помочь. Вместе с сыном или дочерью обсудите дальнейшие шаги. Для решения проблемы обратитесь к классному руководителю и к администрации школы. Приведите конкретные факты травли и разработайте план совместных действий. Не бойтесь обращаться в фонды и к программам, которые занимаются этой проблемой. Если необходимо, переведите ребёнка в другой класс или школу4.

Нельзя оставаться в стороне, если травле подвергается другой ребёнок. Буллинг — болезнь коллектива, от которой страдают все. Помимо того, что класс, в котором присутствует буллинг, перестаёт быть безопасным пространством для всех, это также влияет и на будущее ребёнка: исследования показывают, что травма свидетеля буллинга повышает шансы стать жертвой или агрессором в будущем (воспроизвести этот паттерн в другом коллективе)5.

При поддержке благотворительного фонда «Шалаш»

Список литературы:

  1. Murat Ağirkan, Global Trends in Research on School Bullying and Its Correlation with COVID-19 Pandemic. Journal of Family Counseling and Education. 8 (2): 33–49. DOI:10.32568/jfce.1343885.

  2. Горлова Я. В. Психологические признаки буллинга в социальном взаимодействии // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. № 2-2 (89). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-priznaki-bullinga-v-mezhlichnostnom-vzaimodeystvii.

  3. Колас Т. А. Ошибочные рекомендации в ситуации буллинга. Республиканский центр психологической помощи. URL: https://rcpp.by/article/oshibochnie_rekomendacii_v_situacii_bulinga/.

  4. Скавычева Елена Николаевна ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ // Педагогический вестник. 2019. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vyyavlenie-i-profilaktika-bullinga-v-shkolnoy-srede.

  5. Копчёнова Е. Е., Солдатова С. В. Представления о буллинге в образовательной среде // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-2. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-o-bullinge-v-obrazovatelnoy-srede.

Другие статьи