Невзрослые разговоры

Проблемная кожа, гормоны, первая любовь и первые серьезные разговоры — подростковый период порой сложно пережить не только детям, но и их родителям.

Разбираемся в том, как говорить с подростками на деликатные и важные темы, а также как помочь им справиться с акне и другими особенностями переходного возраста — в нашем специальном проекте «Невзрослые разговоры».

Полезные статьи, обзоры и даже «тренажер» по сценариям самых непростых ситуаций ждут вас!

Влияние школы на самооценку

Ещё Абрахам Маслоу (тот самый, что придумал пирамиду потребностей) отнёс самооценку к базовым потребностям человека1.

Почему самооценка — это важно

Самооценка формируется в детстве и влияет на всю дальнейшую жизнь. От неё зависят взаимоотношения, успех в школе и в дальнейшем на работе, психологическое и даже физическое здоровье, отсутствие антисоциального поведения2,3.

Самооценка — очень сложный конструкт, но многие специалисты в упрощённой схеме представляют её через адекватную (здоровую), заниженную и завышенную.

  • Дети с адекватной самооценкой часто показывают себя как более самостоятельные и способные принимать решения, которые принесут им пользу или успех не за счёт других людей. Такие ребята выбирают задачи, соответствующие их возможностям, и постепенно повышают уровень сложности, стремясь к своим целям3.

  • Дети с заниженной самооценкой обычно слишком самокритичны, им сложно поддержать или замотивировать себя. Они не претендуют на многое и выбирают самые лёгкие задачи.

  • Дети с завышенной самооценкой4 стремятся к превосходству над другими, а не к собственному развитию. Они сразу начинают с непосильно сложных задач. А не справившись с решением, либо настаивают на своей правоте, либо переключаются на что-то совсем уж простое, чтобы поддержать реноме.

Причём тут школа

Влияние успеваемости

Стандартная система школьного образования определяет способности ребёнка по вербальному интеллекту — умению пользоваться устным и письменным языком. Прочие навыки остаются почти невостребованными. Из-за этого дети, у которых другие сильные стороны, могут испытывать проблемы с самооценкой (например, чувствовать себя ни к чему не способными). Средняя самооценка школьников со второго по седьмой класс склонна постепенно снижаться5.

Влияние педагогов

Для младшеклассников учитель является одним из самых авторитетных взрослых, да и на более взрослых учеников фигура и подход педагога оказывают большое влияние. Если учитель не может или не хочет найти подход к каждому ученику, выделяет одних и игнорирует других — перекосы в самооценке неизбежны.

Влияние одноклассников

Мнение ребёнка о себе сильно зависит от его роли в коллективе. Самооценка и отношение к человеку в группе — это взаимно влияющие друг на друга вещи. С одной стороны, исследования подтверждают, что дети со здоровой самооценкой получают больше позитивного внимания со стороны сверстников6. С другой стороны, и сам коллектив может существенно повлиять на самооценку каждого из участников: в ситуациях буллинга, неприятия или непопулярности самооценка может значительно упасть.

Что могут сделать родители

Благоприятная обстановка дома исправляет возможные недостатки школы. Установите реалистичные ожидания, которые соответствуют способностям ребёнка. Поддерживайте и мотивируйте. Поощряйте не только результат, но и предпринятые усилия.

Для ребят с заниженной самооценкой особенно важно уважение близких. Меньше критики! Вместо этого акцентируйте внимание на достоинствах, отмечайте даже незначительные успехи.

«Волшебная пилюля» от завышенной самооценки — объективность и отсутствие сравнения с другими. Сосредоточьтесь на поддерживающей, но реалистичной обратной связи, без утаивания зон развития и без похвалы, которая будет поощрять сравнение с другими. Важно давать безусловное внимание и фокусировать внимание ребёнка на его прогрессе в отношении самого себя5.

При поддержке благотворительного фонда «Шалаш»

Список литературы:

  1. Maslow, A. H. A theory of human motivation. Psychological Review, 50 (4), 370–396. URL: https://doi.org/10.1037/h0054346.

  2. Mogeda El Sayed El Keshky, Yasser Abdelazim Abdelmawgoud Samak. The Development of Self Esteem in Children: Systematic Review and Meta-Analysis. International Journal of Psychology & Behavior Analysis Volume 3 (2017). URL: https://doi.org/10.15344/2455-3867/2017/128.

  3. Orth U, Robins RW. Is high self-esteem beneficial? Revisiting a classic question. Am Psychol. 2022 Jan;77(1):5-17. doi: 10.1037/amp0000922. PMID: 35357851; PMCID: PMC9306298. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC9306298/.

  4. Eddie Brummelman, Constantine Sedikides. Raising Children With High Self-Esteem (But Not Narcissism). Child development perspectives, Volume 14, Issue 2, 83–89. URL: https://doi.org/10.1111/cdep.12362.

  5. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией Реана А. А. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. URL: https://kingmed.info/media/book/3/2831.pdf.

  6. Relationship between perceived popularity and self-esteem moderated by gender M.F.M.S Magalhaes SNR: 2024579 Developmental Psychology and Lifespan Psychology Department of Developmental Psychology (2022) https://arno.uvt.nl/show.cgi?fid=161143

Другие статьи